Ширак, Ширакаван, Птолемей называл этот край Сиракенией. Армянские историки древности писали, что лежит он около реки Аракс, города Армавира и горы Арагац, орошается рекою Ахурян, заключает в себе города Ани и Карс. В IX - XI веках - эпоху армянского Ренесанса - это была территория Анийского царства Багратидов, разделившего историческую судьбу Армении последующих веков.        В современной Армении Ширакский сектор занимает десятую часть территории республики, около 3000 квадратных километров. По сравнению с соседними Гугаркским и Араратским секторами его территория приподнята до высоты 1300 метров над уровнем моря в самой низкой точке и имеет преимущественно равнинный облик. Северная часть Ширака - небольшая Ашоцкая котловина - окружена волнами холмов, сливающихся у горизонта с синевою далеких гор. Это самый холодный район Армении, здесь не редки температуры -46 градусов.        Большую часть территории сектора составляет обширное Ширакское горное плато. В ландшафтах здесь преобладают горные степи и альпийские луга, лежащие на высоте от 1400 до 1600 метров над уровнем моря. В южной части сектора плато становится холмистым, здесь его пересекает глубокое ущелье реки Ахурян.        Безоблачное небо и яркое солнце с ранней весны и до поздней осени сменяется в этом краю пасмурной и морозной зимой. Значительная высота Ширакского плато над уровнем моря, безлесье, близость высоких гор, особенности рельефа, вызывающие застой холодного, тяжёлого воздуха, делают здесь нередкой гостьей холодную зиму с морозами, достигающими 30-40 градусов. Климат этой части сектора по количеству осадкови средним температурам напоминает климат русских степей в районе Курска.        На фоне живописных летом изумрудных холмов, речек и родников сектора, там и тут встречаются руины и хорошо сохранившиеся древние храмы и монастыри.        Спитакское землетрясение 1988 года ешё раз напомнило людям о том, что Армения лежит в Средиземно-трансазиатском тектаническом поясе, простирающемся от середины Атлантического океана через бассейна Средиземного моря, Армянское нагорье, Гималаи, Восточную Азию вплоть до Тихого океана. Это один из трёх существующих на Земле тектонических поясов, приуроченных к высоким горам или глубоким океанским желобам.        Эти горы и океанские желоба в геологическом масштабе являют собой молодые образования, находящиеся в процессе формирования. Земная кора в этих местах ещё подвижна, здесь накапливаются упругие напряжения которые приводят к её разрывам и перемещениям больших масс горных пород, называемых тектоническими землетрясениями.        Именно к такому типу явлений и относилось катастрофическое землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года, охватившее территории Ширакского и Гугаркского секторов.
   
Ширакский сектор
Экскурсия
 
   
   
   
   
   
   
Сделайте заказ прямо сейчас
Монастырь Мармашен
       На террасе, в долине реки Ахурян, немного ниже основного плато расположились памятники монастыря Мармашен. В своё время его несомненно окружали сады, с ажурным рисунком которых так хорошо должен был гармонировать изысканный рисунок украшенных декором монастырских стен. Владения знатных княжеских родов старались не отставать от столицы, здесь к работам также привлекались лучшие зодчие и искусные строители.        Мармашенская обитель была основана в 988 году, строительство же в ней закончилось в 1029 году. Первой была сооружена малая северная церковь, которая по своему плану, формам и убранству не отличается от главного храма монастыря и, вероятно, служила образцом при его возведении. На южной стене главного храма сохранилась пространная строительная надпись прославленного военачальника князя Ваграма Пахлавуни.        С запада к главному храму примыкал притвор, сейчас от него сохранились лишь незначительные остатки фундамента. Место притвора устлано надгробьями, есть также основания полагать, что на этом месте находилась и подлинная гробница князя Ваграма Пахлавуни. На расстоянии нескольких шагов от главного храма сохранились руины ещё одной церкви, возведённой позднее, вероятно в XIII веке. Территория монастыря окружена остатками грубо сложенной ограды, в которой можно обнаружить фрагменты древних монастырских построек, детали хачкаров, плиты со строительными надписями.        Главный храм Мармашена, его соборная церковь – прекрасное развитие композиционных черт армянской архитектуры конца X века, получивших своё выражение в кафедральном соборе Ани. Уравновешенные и гармоничные пропорции Мармашенского памятника являют собой полное, законченное и последовательное воплощение принципа крестовокупольности в купольной зале. Зодчий здесь изменил пропорции внутренних объёмов была сокращена восточная ветвь креста, алтарная апсида придвинута к подкупольному квадрату, купол стал в центре здания, которое сократилось по длине и стало выше,- купольная зала приблизилась к центрической постройке. Талантливый зодчий при решении заданной темы избежал шаблонов и повторений, проявив незаурядный художественный вкус.        Новшества, однако, содержит не только композиция этого сооружения. Всё здание Мармашена, подобно собору в Ани, получило глубоко продуманное наружное и внутреннее убранство. Внутри – примыкающим к стене мощным пилонам был придан характер сложного пучка устремлённых вверх тяг; в алтарной апсиде мы видим цепочку ниш, чередующихся с пучком из пяти полуколонок. Наружные фасады зодчий украсил сплошной аркатурой на парных полуколонках, образующих по углам пышные композиции. Членение аркатуры подчинено ритму, убывающему от центра фасада к его углам. Двенадцатигранный барабан также расчленён пучками полуколонн и завершён чётким и ритмичным «зонтичным» покрытием купола.        Архитектурная тема соборной церкви Мармашена, несомненно идущая от замечательных тем церкви Сурб Рипсиме в Эчмиадзине и Анийского собора, - показывает как в XI веке творчески перерабатывалось наследие армянской архитектурной классики.
Монастырь Мармашен
Экскурсия
Город Гюмри (Ленинакан)
       Центральное положение в секторе занимает Гюмри (Ленинакан) – город, стоящий на месте древнего поселения эпохи бронзы. Древнегреческий историк Ксенофонт в своём «Анабасисе» упоминает о Гюмниасе – «большом, богатом и многолюдном» городе. Исследователи пришли к мнению, что это транскрипция древнего названия города – Гюмри. В последующие века период расцвета сменился временем упадка, во времена арабских завоеваний VII армянский историк Гевонд упоминает о нём уже как о селении Кумайри. В 1804 году Ширак был освобождён от персов русскими войсками, в Кумайри были возведены укрепления и оставлен гарнизон. После посещения в 1837 году Российским императором Николаем I, город был назван именем императрицы – Александрополем. Переименован в Ленинакан он был в 1924 году, после смерти В.И. Ленина.        Множество армянских семей, бежавших из Западной Армении в Восточную в первой трети XIX столетия, обосновались и в Александрополе. Город быстро рос, играя всё более заметную роль в торговле и ремесленном производстве этого края. Прошедшее столетие превратило Гюмри (Ленинакан) в современный промышленный город, счастливо сохранивший свои традиционные черты. Этому, вероятно, помогли практическая сметка, жизнелюбие и неистребимый юмор жителей, прослывших в Армении мастерами острот и метких шуток.        Современный Ленинакан расположился на широкой равнине левобережья реки Ахурян. Два ряда возвышенностей, отделяющих город от этой реки, образуют живописную долину небольшой безымянной речушки. Здесь устроен городской парк – излюбленное место отдыха жителей. Неподалёку, на возвышенности сохранилась крепость, возведённая в начале XIX века – форпост русских войск на границе с Турцией.        Застройка центра спланирована вокруг хорошо оформленных площадей, современные здания соседствуют здесь с небольшими добротными каменными домами преимущественно из чёрного туфа. Они ещё сохранили почерк искусных резчиков по камню, вытесавших наличники окон и дверей, декорированные разнообразными орнаментами карнизы и фронтоны. Эти уголки города, каждый из которых имеет свой неповторимый колорит, несколько меланхолически напоминают стремительным путешественникам о неторопливых временах полковых оркестров, фаэтонов и газовых фонарей. Одним из таких уголков старого в новом остался храм Аменапркич (Всеспасителя), возведённый в конце XIX столетия. Внешнее и внутреннее убранство его богато искусным декором и фресковыми росписями.        Многочисленные интересные археологические находки, сделанные в Гюмри (Ленинакане) и его окрестностях, собраны в городском краеведческом музее. Здесь экспонируются предметы эпох бронзы, и железа – изящная керамика и украшения, инструменты древних ремесленников, оружие и другие предметы материальной культуры тех эпох. Интересные экспонаты, показывающие особенности быта ширакцев, собраны в музее народной архитектуры и городского быта. Само музейное здание – двухэтажное, радующее декоративным убранством фасада, искусной ковкой металлических его элементов, сочетанием красного и чёрного туфа – замечательный объект осмотра.        Александрополь – Ленинакан – Гюмри -родина многих известных представителей национальной культуры. Здесь родился один из классиков армянской литературы – поэт Аветик Исаакян, композитор Армен Тигранян, талантливый скульптор-монументалист Сергей Меркуров. Памяти некоторых из них посвящены дома-музеи.        Старые дома и кварталы, церкви и музеи, памятники и парки – делают осмотр этого древнего города чрезвычайно интересным.
Город Гюмри (Ленинакан)
Экскурсия
Сделайте заказ прямо сейчас
Туфы Армении
       Армения богата, различными стеновыми и облицовочными камнями – гранитами, мраморами, базальтами. Однако особое место среди них занимают вулканические туфы, они издревле применялись здесь при строительстве дворцов и жилых домов, монастырей и караван-сараев, Многочисленные архитектурные памятники древности, возведённые из четвертичных вулканических туфов, простояли от 1500 и более лет.        Самым древним из этих памятников служит Эчмиадзинский кафедральный собор, возведённый в IV веке из туфа Ереванского типа; Ереруйкская базилика V века – наиболее древний памятник, возведённый из туфа Анийского типа; из туфа Артикского типа – наиболее древний – Лмбатаванк VII века.        Туфы – это продукт вулканических выбросов, вынесенного потоками газов из недр Земли рыхлого изверженного материала – вулканического пепла, который накапливается на её поверхности, спекаясь уплотняется, постепенно образуя мощные залежи. С туфами иногда соседствует пемза – каменная пена, поднявшаяся наверх при застывании переполненной газами лавы.        Туфы, залегающие на территории Армении, своей значительной частью относятся к четвертичным спёкшимся, в отличии от сцементированных, в которых вулканический пепел скреплён природными цементами различного состава. Это значит, что их возникновение относится к четвертичному периоду Кайнозойской эры, которая читателем может быть лучше себе представлена тем, что в то отдалённое время – 250 миллионов лет тому назад, в Европе во множестве водились мамонты и носороги и в природе появился человек.        Специалисты дали классификацию туфов Армении в зависимости от их состава, петрографических характеристик, физико-химических, механических и других свойств. Установлены пять типов туфов: Анийский, Ереванский, Бюраканский, Фельзитовый. По возрасту образования первые четыре типа туфов относятся к четвертичному периоду, последний – к более древнему, третичному.        Наиболее значительны залежи туфа и пемзы Ширакского сектора в районе Артика. Цвета и оттенки здешних туфов различны – от черного до оранжевого и светло-жёлтого, но особенно ценен своими свойствами фиолетово-розовый артикский туф. Здешние туфы называют ещё туфолавами.        Наши далёкие предки использовали туфы не только как строительный материал, но и в качестве своеобразных усыпальниц, предоставленных им самой природой. Однажды археологи в туфовом карьере неподалёку от Артика обнаружили конические камни, которые огромными пробками закрывали выдолбленные в туфовом массиве шахты. Кубические камеры, находившиеся под шахтами, оказались погребениями эпохи бронзы. Там были обнаружены, наряду со скелетами похороненных людей, орнаментированная керамика, украшения, многочисленные предметы из бронзы.
Туфы Армении
Экскурсия
Ереруйкская базилика
       Неподалёку от реки Ахурян, в древнем селении Ереруйк, располагавшемся невдалеке от Ани, вблизи нынешнего селения Анипемза сохранились руины базилики V века. Построена она была, по всей вероятности, стараниями Камасараканов, владевших в то время этим районом.        Эта замечательная трёхнефная базилика – одна из наиболее древних христианских церквей Армении, хотя и стоит в руинах, но не тронута никакими существенными переделками. Возведённая на внушительном ступенчатом основании, она представляла собой хорошо освещённую залу, разделённую на три нефа двумя рядами колонн. Главный неф в три раза шире боковых и, судя по уцелевшей части западной стены, до разрушения возвышался над их кровлями. Продольные стены этого нефа были возведены на арках, возможно в них имелись также и световые проёмы. Главный неф в восточной части заканчивался алтарной апсидой, помещённой между двумя сводчатыми приделами.        Архитектурный наряд здания скромен – тройное центральное окно западной стены украшено двумя колонками между проёмами. Дверные проёмы перекрыты большими каменными плитами. По бокам проёмов – пилястры с колоннами, завершёнными профилированными подковообразными арками. Равноконечный крест, в большинстве случаев вписанный в круг и сопровождаемый по бокам орнаментом, виден во многих местах убранства.        Большинство исследователей склоняется к мнению, что кровля храма была черепичною, использовавшей обрешётку и систему деревянных стропил, опирающихся на поперечные стены. Однако подобное предположение не исключает возможности существования здесь и сводчатого каменного перекрытия.
Ереруйкская базилика
Экскурсия
Анания Ширакаци
       Выдающийся армянский учёный раннего средневековья – Анания Ширакаци родился в первой четверти VII века в ширакском селе Ани. Знания, полученные на родине, в школе монастыря Дпреванк, он углубил и совершенствовал в Трапезунде, в школе византийского учёного Тюхика, после чего Анания возвратился в Армению и всю свою жизнь посвятил занятиям наукой и просветительству.        Деятельность его обширна и разнообразна, она оказывает космографию, математику и историю, музыку и другие области знания. Однако наибольшую ценность в его наследии составляют труды по космографии и математике.        После упадка египетской и греческой культур, до Коперника весьма немногие выдающиеся умы в разных странах размышляли о связи нашего земного мира со светилами, находящимися над ним. Теория плоской земли и твёрдого небесного свода прочно утвердились на многие столетия.        Гипотезы, высказанные Ширакаци в работах по астрономии с точки зрения современных представлений, содержал в себе много наивного. Однако ему принадлежит приоритет восстановления, забытого со времён древней Греции представления о шарообразности Земли. Им также высказаны верные мысли относительно Луны, которая светит отражённым светом Солнца; было дано правильное толкование явлению смены дня ночью, чередования времён года, солнечных затмений.        Ширакаци принадлежит также честь создания труда «Ашхарацуйц» (Географического указателя). Построенный на работах Птолемея и Паппа Александрийского, он обогащён множеством новых сведений, касающихся Армении, Персии, Междуречья, Северного Кавказа и Закавказья.        Исследователи сходятся в том, что труд содержал также и географический атлас. Это обстоятельство ставит Ширакаци и его труд в один ряд с Птолемеем, картографические работы которого были первыми из известных человечеству, так близко стоявшим к истине.        Среди трудов Ширакаци, посвящённых математике, выделяется учебник арифметики с таблицами четырёх действий – сложения, вычитания, умножения и деления. Кроме этих, самих по себе весьма любопытных таблиц, автор снабдил учебник разделом «О вопросах и решениях», где привёл 24 задачи, развивающие в учениках математическое мышление.
Анания Ширакаци
Экскурсия
Сделайте заказ прямо сейчас
Памятники монастыря Арич
       Памятники монастыря Арич расположились по скалистому мысу у подножия западного склона Арагаца. Здесь же, в одноимённом селении, известном со II века до н. э., сохранились руины древнейших укреплений. На сельском кладбище остались также руины небольшой однонефной базилики V века и интересные надгробья V – VII веков с орнаментированными стелами, которые сейчас экспонируются в Историческом музее Армении.        Монастырь этот, как полагают исследователи, был основан не позднее VII века, когда здесь была возведена церковь Сурб Григор. Затем, в 1201 году рядом с нею была возведена церковь Сурб Аствацацин. Притвор, построенный в 1224 году стараниями князя Ваграма Хечупа, был поставлен зодчим так, чтобы объединить обе церкви. Стены монастыря и его службы, возведённые в XII-XIII веках, в большинстве своём до нас не дошли, т.к были заменены во второй половине XIX столетия новыми.        В это время, а именно в 1850 году, Арич был превращён в летнюю резиденцию католикосов. Территорию монастыря несколько расширили, обнесли стеною с башнями. В этот период возвели новые помещения школы и общежития для её слушателей, монашеские кельи, трапезную, гостиницу, службы монастыря, новые покои католикоса. Двор был озеленён и монастырь в своём плане приобрёл известную регулярность и упорядоченность, сходные с Эчмиадзином.        Церковь Сурб Григор представляет собой крестово-купольную композицию с пятигранными снаружи и полукруглыми изнутри апсидными крыльями креста. Центральная часть её перекрыта большим двенадцатигранным куполом, придающим интерьеру церкви величественность. Гладкие внешние поверхности стен подчёркивают строгость её объёмов. Приделы в юго-восточном и юго-западном углах здания были пристроены позднее, в X и XIII веках. Во время расширения монастыря в XIX веке к церкви пристроили колокольню со звонницей и заменили форму кровли купола на шарообразную.        Главный храм монастыря – церковь Сурб Аствацацин возведена в соответствии распространённым на рубеже XII-XIII веков типом внешне прямоугольных, внутри крестово-купольных сооружений с двухэтажными приделами по всем четырём углам. Интерьер церкви характерен своим аскетическим убранством. Лишь пучки высоких колонн, оформляющих углы средокрестия, подчёркивают стройные пропорции интерьера, да резной орнамент из стилизованных стеблей и листьев украшает переднюю часть алтарного возвышен        Богаче украшены фасады церкви. Верхние их части покрыты профилированными тягами, создающими своеобразный геометрический декор. На восточном фасаде в эту композицию декора включена ктиторская группа князей. Фасады во множестве украшены розетками, рельефами сирина с коронованной женской головкой, солнечными часами, рельефами голубей. К редким явлениям в армянской эпиграфике относится рельефная стилизованная надпись на карнизе левой части восточного фасада, гласящая: «Господи, помилуй потрудившихся, Аминь».        На юго-запад от монастыря, сразу за его оградой, на скале, отколовшейся от монолита во время одного из землетрясений, уцелела и твёрдо стоит миниатюрная поминальная часовенка X века. Подъёмна скалу и осмотр её почти невозможен без специального снаряжения, однако побывшие там упоминают о древнем надгробии священнослужителя, быть может, монаха, сохранившемся на этой, теперь уже обособленной, скале.        Над созданием многочисленных архитектурных сооружений Армении на протяжении веков трудились многие поколения талантливых зодчих. Их творческие замыслы не вышли бы за пределы отвлечённых исканий, если бы рядом с ними не работали искусные мастера и рабочие каменщики, наделённые завидным дарованием ваятели, не отстававшие от зодчих в совершенствовании своей благородной профессии.        Изучение древних памятников говорит нам о том, что техника в каменном зодчестве Армении была доведена до совершенства и являлась достойной соперницей других школ и наук на этой древней земле.
Памятники монастыря Арич
Экскурсии
Видеоролик о Ширакском секторе
Отдохни в Армении
ГВТ-ТУР предлагает Вам совершить увлекательное путешествие в Армению!
Вас ждет уникальная природа, интересная история старинных городов, самобытная архитектура, средневековые церкви и храмы – все то, что в Армении соединилось в гармоничную картину, которая не оставит равнодушным ни одного человека.
Сегодня Армения имеет возможность принять туриста с любыми запросами. Мы ждем вашего приезда и готовы предоставить весь спектр услуг.